Важные Сайты

Consulting Systems
ВРЦ для НКО

Авторизация

Облако Тегов

Лента проведенных тренингов и мероприятий

Организационно-развивающие семинары Печать E-mail
Автор Виталий Матросов   
16.09.2009 г.

Виталий МатросовОрганизационно-развивающие семинары как особый класс методов консультирования и развития организаций.

  © Виталий Матросов, 1994-2009

Примечание: Эта статья пишется, дорабатывается и перерабатывается уже более 15 лет.

В современной ситуации, в развивающемся рыночном обществе, в новых социокультурных условиях, при ужесточающейся конкуренции, в ситуации огромной неопределенности, от сфер образования и культуры требуется опора на совершенно новые ценности, концепции, принципы. Возникает необходимость подготовки педагогов, управленцев, работающих в этих сферах к самостоятельной активной деятельности, выработки у них умений и навыков критериальной рефлексивной самоорганизации, без которых очень трудно "выжить", развиваться в быстро меняющейся ситуации. На это “наслаивается” ситуация неопределенности функций, которые должны выполнять с современных условиях организации, учреждения, коллективы сфер образования и культуры, особенно в отношении их к процессам регионального развития. Понимание этих проблемных точек приводит к необходимости организации специальной деятельности по разработке концептуальных положений, регулирующих в нынешних условиях процессы функционирования и развития вышеуказанных организаций, причем создания этих положений самими работниками сфер культуры и образования, к тому же все ярче обозначается необходимость построения особой работы по профессиональному развитию специалистов, работающих в этих сферах.

Складывается уникальная ситуация: с одной стороны в методолого-игротехническом движении в России (развивающемся с конца 50-х годов XX века) накоплена огромная мыслительная, аналитическая, управленческая, педагогическая культура, что уже подтверждается большим количеством событий; а, с другой стороны, степень реализации этих мощнейших культурных средств очень мала, и дальше, пожалуй, деловых игр, дело не идет (даже в современных школах бизнеса, управления и т.п.). Разработки инновационных консультационных, управленческих технологий под новые задачи образования и культуры только-только начинают внедряться.  К уже известным методам относится класс так называемых "Деловых Игр" (ДИ). Они предназначены для отработки навыков решения типовых задач на основе полученных ранее знаний. ДИ использует средства театра, но во время ДИ внимание акцентируется не на эмоционально- нравственные проблемы, а на социально-производственную сторону жизни и деятельности. Недостатком ДИ является то, что они работают, в подавляющем большинстве своем, со стандартными, узкими ситуациями, при этом не формируют навыков поведения в меняющихся, нестандартных условиях.

Наиболее современным видом "игр" являются Развивающие игры, семинары (РИС), к которым можно отнести Организационно-деятельностные, Организационные, Инновационные игры, Организационно-развивающие семинары и т.п. Этот тип разработок предназначен для решения как типовых, так и совершенно новых, нестандартных задач и проблем, связанных в том числе и с ситуациями в образовании и культуре. Сохраняя в себе некоторые значимые свойства ДИ, они включают так же и множество других разработок из различных отраслей знания.

По форме РИС чаще всего состоят из двух типов работы - групповой (в малых группах по 5-9 человек) и пленарной (межгрупповая дискуссия). Группы работают вместе с педагогом-игротехником (у него роль своеобразного куратора, тьютора группы в целом в РИС), при этом нарабатывая определенный содержательный материал (предметом рассмотрения может быть практически любая сфера знания, деятельности). При этом игротехник использует широкий набор средств, приемов управленческого, психологического, педагогического и другого характера, что помогает наладить продуктивное взаимодействие в группе, активизировать мыслительную работу, стимулировать интенсивное порождение новых идей.

Здесь могут быть использованы, как включенные, самые разные модели и методики работы, такие, как "мозговой штурм", "жесткая понятийная коммуникация" и т.д. От квалификации игротехника зависит, сможет ли он качественно проанализировать складывающуюся в группе ситуацию и выбрать подходящий для развития педагогический, психологический, мыслительный прием, сможет ли он эффективно работать с каждым членом группы и с группой в целом, контролировать основные мыслительные, психологические, группообразовательные и другие процессы.

Как видно из опыта РИС, от игротехника, помимо большой предваряющей РИС подготовки, помимо огромной интенсивности мыслительной и другой работы уже в ходе РИС, требуется еще и специальная, направленная профессиональная подготовка. Но зато, в результате культурно организованной групповой работы, интеллектуальный и психологический потенциал участников РИС реализуется наиболее эффективно, они проходят в своем развитии ни с чем не сравнимый путь. По некоторым наблюдениям, по этим параметрам, один день участия в РИС приблизительно "равен" трем-шести месяцам обычной жизни.

Пленарная форма работы имеет своей целью сопоставление, интегрирование содержательного материала, наработанного в группах. Руководитель РИС и его помощники на межгрупповой дискуссии, применяя концептуальные средства организации мышления, продуктивной коммуникации, групповой деятельности, работают с докладчиками от групп, с другими участниками дискуссии, помогают логично и обоснованно выстроить материал выступления, изложить его в доступной форме и т.п. После завершения мини-цикла (работа в группе - пленарная работа) участники РИС анализируют проделанную работу и переходят к следующему циклу работы.

В  принципе,  в  ходе  проведения  подобного рода РИС в области концептуального, стратегического анализа и проектирования требуется  моделирование по  крайней  мере  нескольких  типовых  позиций (связанных с особенностями разработки и реализации концепции деятельности организации). К примеру, для создания концепции развития школы в поселке позиции управленцев, организующих деятельность школы, позиция родителей и детей, являющихся заказчиками на деятельность школы, позиции педагогов, работающих в школе, позиция педагогов-коллег, работающих в школах поселка, позиция местного управления и т.п. являются  по-минимуму  необходимыми.  Естественно, что  для  качественного  моделирования  организаторы  должны пригласить на  семинар людей,  занятых деятельностью  в этих сферах,  должны  обеспечить  хотя  бы минимальное наполнение соответствующих позиционных групп; а от участников  семинара требуется предварительная подготовка.

Приведенное описание не исчерпывает всего содержания РИС, и скорее всего даже несколько обедняет, оттого, что адекватно описать подобного типа событие ЧРЕЗВЫЧАЙНО сложно, оттого, что в РИС всегда есть место для творчества, неожиданных решений, интересных находок, глубоких изменений.

РИС представляют собой совершенно новый тип консультирования, образования, педагогической деятельности, при котором концептуальные знания и разработки не "закладываются" в головы слушателей, а организуется индивидуальная и коллективная деятельность по их выработке. Таким образом создается мощный эффект "выращивания" мыслительного потенциала участника РИС.  Он воспринимает консультирование, концептуальную деятельность как "свою", ему не навязывают субъективно "чужое" и, самое главное, он сразу готов использовать в практике приобретенные знания, умения, навыки. Поскольку игро-семинарская методика по своей природе побуждает участника РИС к постоянной осмысленной активности, к постоянному анализу быстро меняющихся ситуаций, у него вырабатываются полезные навыки эффективной самостоятельной и групповой мыслительной работы, приобретается уверенность в себе, повышается стрессоустойчивость, снимаются разного рода психологические "зажимы" и "комплексы", он приобретает надежные и мощные критерии для анализа, квалификации, оценки окружающей ситуации и адекватного самоопределения в ней.

Последнее обновление ( 02.10.2009 г. )
 

бизнес-тренер

бизнес-тренинг

Москва

Калуга

тренер

тренинг

бизнес-тренинги

консалтинг

консультант

тренинг для тренеров

стратегия

топ-менеджмент

топ-менеджер

стратегическое управление

продажи

PR

рефлексия

рефлексивное управление

командообразование

team building

переговоры

управление персоналом

построение команды

тренинг тренеров

маркетинг

реклама

рекламные кампании

нейминг

брендинг

управление

менеджмент

конфликты

разрешение конфликтов

стратегическое планирование

разработка проектов

управление проектами

прикладной маркетинг

маркетинговое исследование

стратегический маркетинг

вирусный маркетинг

ведение переговоров

ведение конференций

ведение семинаров

имидж

мерчендайзинг

коммуникация

PR кампании

системный анализ

схематический анализ

лидерство

команда

информационные технологии

отбор персонала

большие командо-образовательные игры

big team building game

контакты

Vitaly Matrosov

промоушн

развитие организации

организационное развитие

работа с клиентами

техника продаж

работа со СМИ

тренинг для консультантов

Коротко о жизни

Концерт "Аквариума" в Калуге. Флейта, скрипка и голос БГ рвут душу... рвут долго и красиво... до слез...
 

Архив

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Счетчик и проверка тИЦ и PR
NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет